Интервью с джазовым музыкантом, основателем группы Круглый Бенд , Алексеем Кругловым

Опубликовано:4 января 2019
Интервью с джазовым музыкантом, основателем группы «Круглый Бенд», Алексеем Кругловым

Самое сильное музыкальное впечатление из детства? Самое сильное сложно назвать. В детстве многие вещи воспринимаются ярко. Дома у нас всегда звучала разнообразная музыка, поэзия — папа пел, занимался, читал стихи. Одно из самых сильных — когда я поступал в музыкальную школу. Моя будущая учительница по фортепиано Людмила Павловна Фетисова прослушивала меня. Меня поразило с каким доверием и любовью она отнеслась ко мне. Мне только исполнилось 7 лет, а она ко мне обращалась, как к творческой личности. Я прямо почувствовал, что она хотела, чтобы я у нее учился. В итоге, так и произошло, меня взяли к ней в класс. Я ей очень признателен! Все 7 лет обучения в ее классе были незабываемыми. Многие вещи, которые я сейчас делаю — благодаря ей, ее вкладу в мое музыкальное и творческое развитие!

На каких музыкальных инструментах вы играете? И какие самые любимые?

Альт-саксофон, конечно, ближе всех. Но я люблю и фортепиано, хотя уже и нет такой техники, как лет 20 назад. Играю на различных деревянных духовых. Недавно приобрел Тверской рожок — на нашем новом альбоме «Отцы и дети» уже звучит этот инструмент в моем исполнении. Понравился он мне благодаря , нашему выдающему фольклорному музыканту — мы с ним несколько раз выступали, записывались и каждый раз он играл на Тверском рожке. Я был очарован звучанием этого инструмента и захотел научиться на нем играть.

Мне кажется, что люди стали больше и чаще слушать музыку. В «московской суете» все с наушниками. Но многие предпочитают легкую музыку, фоновую. Хип-хоп музыка — в ней больше текста. Джаз — «интеллектуальная» музыка. Не всем доступная. Нужно ли делать ее массовой, научить ее слушать и понимать?

Сложный вопрос. И да, и нет. Если поступать, как известный фестиваль «Усадьба Jazz» — то это правильный путь. На фестивале звучит не только джаз в чистом виде, что и привлекает широкого зрителя, который может услышать что-то необычное и элитарное.

Чем «живет» джаз в ? Каковы перспективы? Как вы думаете, меняется ли аудитория? Становится она моложе?

Думаю, что аудитория у джаза вполне обширна. Есть старшее поколение, которое застало радио-передачи Уилисса Конновера, Алексея Леонидова. И это замечательно. Перспективы, думаю, у джаза хорошие.

В Западной Европе для популяризации проходит много джазовых фестивалей. В России — это Усадьба джаз, VR Jazz, фестивали в Санкт — Петербурге и т.д. Выступали ли вы за границей? Где интереснее выступать — дома, или за рубежом?

Да, выступаем за границей. Интересно везде. Публика как у нас, так и за границей замечательная. С особым трепетом слушают там наш проект по произведениям композиторов «Могучей кучки». Мы его играем нашим квартетом с Яаком Соояаром. Выступали с ним в США, Европе, Китае — везде был успех.

Вы композитор, поэт. Можно ли в джазовой музыке описать такие чувства, как любовь, ненависть, зависть? Что важно для вас при создании произведения?

Для меня помимо музыки важен и театр, и поэзия. Мы ставим музыкально-поэтические перформансы с моим ансамблем «Круглый Бенд». Здесь импровизационное направление раскрывается особо — когда работаешь с архетипами слова-звука-пластики, то и чувства раскрываются особым образом.

Вам близок NU Jazz (соединение джазовых элементов с другими стилями, например с электронной музыкой)?

Да, это интересно. Наш Альбом «1607» — как раз наша работа в области соединение авторской музыки, электроники и современных ритмов.

Чтобы сочинять и быть в этом смысле творчески свободным, надо зарабатывать. Гастроли — это один из вариантов. Часто вы гастролируете? Размещаете ли вы свои композиции на коммерческих порталах?

Мы гастролируем, да. Я провожу фестиваль Лео Рекордс, который проходит в нескольких городах. По поводу заработка. Я не живу только джазом. Я работаю в нескольких театрах, в театре Грановского, например, в качестве актера. Ставлю различные перформансы, иногда выступаем с поэтами, художниками, я играю академическую музыку. Творческая жизнь насыщенна, что и иногда отражается в заработке. Мои композиции есть в интернете, да, в частности, в айтюнс.

С кем из ныне живущих мировых музыкантов вы хотели бы посотрудничать, на каких площадках?

Я хотел сыграть с Сесилом Тейлором, но он не так давно ушел. Даже не знаю. С Александром Фон Шлипенбахом мы как-то обсуждали возможное сотрудничество, но все упирается в финансы. Было бы забавно поиграть с . А вообще, если пофантазировать, то хорошо бы провести фестиваль Лео Рекордс где-нибудь в Карнеги Холле! Группа Алексея «Круглый Бенд», созданная в 1999 году выступает с многочисленными программами инструментальной музыки от традиционного джаза до авангарда и литературно-музыкальными проектами на стихи Тредиаковского, Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Высоцкого, Хлебникова, Есенина, Блока, Пригова, Цоя, Гумилева, стихи, палиндромы самого Алексея. «Круглый Бенд» играет в спектакле театра Маяковского «Кавказский меловой круг» (постановка , в главной роли-Игорь Костолевский), также оркестр выступает с программами отечественных авторов, сотрудничая со многими солистами. Его можно услышать в мультфильме «Крякнутые каникулы». Алексей Круглов-автор музыки к фильмам «Путь длиною в век», «Столетьем вознесенный», артист лейблов Leo Records, ACT Music, For Tune, издал 50 альбомов, победитель всероссийских и международных конкурсов (конкурс «Джазовых исполнителей» в Ростове-на-Дону в 2000г., конкурс «Бриллиантовая нота» в Стайцеле в 2000г. и др.), обладатель президентской стипендии «Новые имена» за 1998г., признан «Надеждой 2000 года» в опросе российских журналистов премии «Джаз-Ухо», финалист и обладатель специального приза поэтического конкурса «Скрёбовские чтения» в номинации «Экспериментальная поэзия» (2017г.). Несколько раз альбомы Алексея входили в Топ 10 месяца по версии Europe Jazz Media chart. В 2011 году в опросах журнала Jazzthetik Алексей и его альбом Sea Colours, записанный с трио Яака Соояара признаны «Открытием года» в своих номинациях, том же году британский журнал Jazz Wise назвал Круглова «будущим джаза».


..Следующая страница->